Конечно же, мы не собираемся обучать наших граждан тому, как обойти существующие в нашей стране законы. Но если вы все же приобрели автомобиль, а впоследствии узнали, что он был угнан за рубежом, вам стоит прочитать этот материал.
Итак, простой пример.
Летом 1999 года физическим лицом была приобретена иномарка. При обращении в МРЭО с целью постановки ее на учет было установлено, что автомобиль находится в розыске по базе данных Интерпола, то есть был угнан в одной из европейских стран. В связи с этим в регистрации автомобиля было отказано. Предыдущий владелец — вполне законопослушный гражданин Украины и к угону автомобиля отношения иметь не может. При сопоставлении фактов выяснилось, что автомобиль пересек границу Украины по легальным документам и в феврале 1998 года поставлен на учет. По данным Интерпола, заявление об угоне автомобиля поступило лишь спустя четыре месяца, то есть в конце мая 1998 года. С учетом указанных обстоятельств можно предположить, что за данный автомобиль было получено страховое возмещение и к нему полностью утрачен интерес потерпевшего европейца.
Каким образом можно зарегистрировать купленный автомобиль?
Подобные ситуации достаточно часто встречаются на практике, а особенно — в начале использования правоохранительными органами Украины справочно-информационной базы Интерпола по учету угнанных автомобилей. Действительно, при выяснении обстоятельств нахождения на территории Украины автомобилей, которые числились в угоне в одной из зарубежных стран, обнаруживалось, что автомобили после приобретения украинскими гражданами пересекали границы ряда стран, проходили таможенное оформление, длительное время эксплуатировались в Украине, а затем выяснялось, что они числились в угоне. Как правило, такие автомобили разыскивались страховыми компаниями, которые, выплатив их бывшим владельцам страховое возмещение, обращались в правоохранительные органы с целью розыска угнанных автомобилей.
Что касается данного вопроса, то положение нового владельца автомобиля достаточно сложное. Действительно, при обращении в органы МРЭО с целью регистрации приобретенного автомобиля, который по базе данных Интерпола числится в розыске, работники милиции отказывают в его регистрации, мотивируя свой отказ тем, что автомобиль значится в угоне. Как правило, отказ выносится в устной форме, но и его бывает достаточно, чтобы, смирившись с превратностями судьбы, прекратить существование автомобиля, продав его по запчастям. Однако такой выход не из лучших. Необходимо разобраться в правовом регулировании порядка пользования автомобилем в нашей стране, при этом сразу следует оговориться, что в данной ситуации автомобиль был легально ввезен на территорию Украины, прошел таможенное оформление и до приобретения был зарегистрирован в органах ГАИ МВД Украины.
Так как автомобиль находится в частной собственности, на него распространяется правовое регулирование собственности в Украине. Основным законодательным актом, устанавливающим правовые принципы в государстве, в том числе отношения собственности в Украине, является Конституция. Статья 41 Основного закона гарантирует право каждому владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Такие же права гарантированы положениями ст. 2 специального законодательного акта — Закона Украины «О собственности». Вместе с тем нормами Закона «О собственности», в частности ст. 4, установлено, что ограничения в пользовании собственностью могут устанавливаться исключительно законодательными актами. Поскольку пользование автомобилем непосредственно связано с общей организацией дорожного движения, то необходимо обратиться к положениям законодательных актов, которые устанавливают данный порядок движения. На сегодня единственным законодательным актом, устанавливающим порядок организации дорожного движения, является Закон «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353, в котором содержится исчерпывающий перечень ограничений на пользование транспортным средством. В частности, ст. 37 Закона «О дорожном движении» определен перечень ограничений, среди которых отсутствует запрет на эксплуатацию автомобиля, числящегося в угоне.
Необходимо заметить, что согласно пп. «г» п.31.7 Правил дорожного движения (далее — ПДД), утвержденных постановлением КМУ от 31.12.93 г. № 1094, запрещается эксплуатация транспортного средства, с помещением его на штрафплощадку, если имеется сообщение компетентного органа о краже данного автомобиля. Вопрос о необходимости такого запрета затрагивать не будем, точно так же не будем вдаваться в полемику относительно понятия «имеется сообщение компетентного органа о краже данного автомобиля», поэтому обратимся лишь к вышеуказанной норме Закона «О собственности» о возможности установления ограничения на пользование собственностью и к Закону «О дорожном движении», в котором отсутствует запрет пользоваться автомобилем, числящимся в угоне. Что касается Правил дорожного движения, то следует заметить, что согласно ст.41 Закона «О дорожном движении» Кабинету министров Украины делегировано право устанавливать лишь порядок поведения участников дорожного движения на дорогах Украины, с учетом требований безопасности, но никоим образом не предоставлено право дополнять перечень запретов, который установлен Законом.
Более либеральны в плане эксплуатации автотранспортных средств, которые числятся в розыске, нормы приказа МВД Украины «О мерах по усовершенствованию деятельности милиции по надзору за дорожным движением и взаимоотношений с владельцами транспортных средств» от 06.08.97г. № 520, в частности положения пп.5.1.2 приказа разрешают работнику милиции (ни в коей мере не обязывают) задержать такой автомобиль и поместить его на штрафплощадку.
Что касается эксплуатации такого автомобиля, то законодательством не устанавливается запрет на эксплуатацию автомобиля, числящегося в угоне (случаи противоправных действий, которые носят признаки уголовно наказуемых деяний, не рассматриваются).
Относительно регистрации такого автомобиля в органах МРЭО Законом Украины «О дорожном движении», в частности ст. 34, установлено, что регистрация автомобилей осуществляется органами внутренних дел, а порядок регистрации определяется Кабинетом министров Украины. На сегодняшний день Порядок регистрации автотранспортных средств установлен Правилами государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок (далее — Правила), которые утверждены постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388. В указанных Правилах изложен подробный порядок регистрации автомобилей и требования, предъявляемые к автомобилям, а также перечислены документы, необходимые для регистрации, в них не содержится запрета на регистрацию автомобиля, который числится в базе данных разыскиваемых автомобилей. Также в тексте имеется упоминание об угнанных автомобилях лишь в двух случаях, один из которых касается запрета на замену узла и агрегата автомобиля, который числится в угоне, а второй — снятия с учета незаконно зарегистрированного транспортного средства. Поскольку запрета на саму регистрацию таких автомобилей нет, то и вопрос незаконности регистрации выглядит как-то неуместно (противоправные действия, имеющие признаки преступления, не затрагиваются). В связи с такими обстоятельствами у работников МРЭО нет оснований отказывать в регистрации автомобиля по причине того, что он числится в розыске по базе данных Интерпола.
Вместе с тем работники МРЭО обязаны в случае обращения к ним с заявлением о регистрации автомобиля, который числится в угоне, задержать такой автомобиль и поместить его на штрафплощадку, а документы на него передать в районный отдел внутренних дел для проведения проверки. Если в ходе проверки будут подтверждены обстоятельства, которые изложены в вопросе, то по результатам проверки должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а автомобиль и документы на него должны быть возвращены владельцу. Получив решение об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо повторно обратиться в МРЭО с заявлением о регистрации автомобиля и выдаче государственных номеров и свидетельства о регистрации. Если работники МРЭО сочтут, что решения об отказе в возбуждении уголовного дела недостаточно (а это, скорее всего, будет именно так), то, получив отказ в регистрации, необходимо обращаться в районный суд с требованием о защите нарушенного права пользования автомобилем, так как согласно положениям ст. 49 Закона Украины «О собственности» владение считается правомерным, если иное не будет установлено судом. Как правило, инициатором признания неправомерности владения может быть лишь иностранный владелец автомобиля или страховая компания, выплатившая страховое возмещение, а поскольку на момент проведения проверки и постановки его на учет в органах МРЭО такие заявления, как правило, не поступают, то и основания для установления ограничений в пользовании приобретенным автомобилем у работников милиции отсутствуют.
В ходе судебного заседания, приводя изложенные выше доводы в качестве доказательства своей правоты, нелишним будет обратиться к норме ст. 8 Конституции о верховенстве права, а также обратить внимание суда на положения п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» от 01.11.96 г. № 9, согласно которым в случае противоречия положений нормативного акта (касается вышеизложенных отдельных норм ПДД и приказа) требованиям закона суд обязан применять нормы закона, регулирующего соответствующие правоотношения.
Хотелось обратить внимание на то обстоятельство, что, выиграв судебное заседание и зарегистрировав приобретенный автомобиль, владелец его не застрахован от возможных новых судебных разбирательств по вопросу возможного истребования автомобиля и возвращения его потерпевшему иностранному владельцу.